В Церковной Службе пение имеет неоценимое значение. Пение в Церкви – не просто техническое средство, не просто составляющая Богослужения, а проявление любви верных ко Христу, само в себе – прославление Бога. «Никто не спрашивает, почему соловей поёт. Он поёт просто потому что поёт, от избытка любви, так должны делать и мы в Церкви – воспевать Бога.» - говорит Димитрий Манусис, преподаватель школы византийского пения в Салониках. И правда, мы живём в городе с постоянной мыслью о Христе, ища его везде: в каждом деловом разговоре, деле рук, беседе или раздумьях, в финале мы приходим в Церковь на Службу и выплёскиваем в пении все духовные, или даже чувственные переживания, обращённые к Богу. Суть византийского пения – как у соловья, славить Бога мелодиями. Оно одноголосно, потому собирает с мыслями и дисциплинирует любого чуткого человека, позволяя ему без труда молиться. Оно антифонно, то есть в Службе попеременно всегда поют два хора – это древнейшая еврейская традиция Богослужения Храма. Такая молитва – молитва молчания, опыт созерцания, когда говорит Бог. Наш хор, за несколькими исключениями, состоит из непрофессиональных музыкантов, для большинства это – первый в жизни музыкальный и молитвенный опыт. Византийский хор «Пахомий Логофет» из Санкт-Петербурга – это около 25 человек, которые изучают Византийскую церковную музыку и регулярно поют в Церкви. Наш хор носит имя Пахомия Логофета – выдающегося сербского гимнографа, жившего в России в XV веке, агиограф, составителя жития Кирилла Белозерского и многих канонов русским святым. Сегодня Византийское пение в Церкви – не прихоть. Это не веяние моды, это и есть в настоящем смысле Церковный Обиход. Почему? Потому что эта музыка вышла из святоотеческого молитвенного опыта и исторически сложилась в Церкви. К слову, Церкви Болгарии, Сербии и Румынии византийское пение называется «Пением Восточной Церкви». Наряду с лучшими образцами церковной архитектуры, живописи, поэзии или литературы, византийское пение – лучший пример музыки в Церкви. Мелодии и мотивы Пения Восточной Церкви впитали в себя музыкальный опыт людей того древнего времени. Мелодические фразы, гласы, лады – наследие Средиземноморской культуры. Взращенные в Церкви народом Божиим, они стали проявлением ликования, плача, созерцания или других отношений с Богом. Святые отцы, многие из которых писали и продолжают писать церковную музыку, называют эту музыку ангельским пением. Святой Иоанн Кукузель (XIII-XIV вв.), по преданию, в один момент своей жизни был восхищен на небо и слышал там ангельские мелодии, которые по памяти записал. Многие песнопения его авторства мы поём и сегодня. Такое случалось не только с ним, но и со святым Игнатием Богоносцем, который тоже свидетельствовал пение ангелов. Неотъемлемая традиция Богослужебного пения Православной Церкви она всегда была в Церкви, никогда не прерывалась и живёт и сейчас. Мы должны удерживать её. Византийская музыка – и есть та самая традиция. Мы готовим к изданию первый диск нашего хора «Мы увидели свет истинный…» с песнопениями праздника Пятидесятницы на церковно-славянском и греческом языках. Сегодня византийское пение звучит почти во всей Православной Церкви. В Церкви Сербии и Болгарии оно всегда было на церковно-славянском языке. Теперь и мы имеем такую возможность, что должно стать большим событием для Церковного пения и культуры в России. В проекте приняли участие известные певцы из Москвы и Греции. Мы просим помочь нам в сборе средств для оплаты работы всех специалистов, которые приняли участие в записи. Подробнее на: https://vk.com/pahomioslogopheti?w=wall-42082336_561